Познавательное развитие:
В 5-6 лет дети способны:
- уметь объединять предметы по двум – трем признакам и на основе общих понятий: «мебель», «посуда», «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты»;
- уметь определять форму предметов и их положение в пространстве;
- знать образование чисел до 10;
- знать цифры;
- владеть порядковым и количественным счетом до 20;
- различать и называть геометрические предметы;
- уметь ориентироваться на листе бумаги (центр, середина сторон, углы);
- иметь представление о днях недели, их последовательности;
- знать месяцы года, их последовательность;
- иметь представление о смене суток («вчера», «сегодня», «завтра»);
- иметь элементарные представления об организме человека;
- иметь элементарные представления о животном и растительном мире.
Речевое развитие
В 5-6 лет дети способны:
правильно произносить все звуки;
умение различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие – изолированные, в словах и фразовой речи, дифференцировать пары звуков: с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, л - р;
умение изменять силу голоса, темп речи интонацию в зависимости содержания высказывания, от условий общения;
умение находить и подбирать слова, сходные и различные по звучанию;
умение обобщать слова, сравнивать, противопоставлять;
лексический запас синонимов, антонимов, многозначных слов, умение употреблять эти слова в речи;
умение правильно использовать слова в зависимости от контекста, подбирая слова, близкие по смыслу, к словосочетанию (весна едет, наступает), к определенной ситуации (на дне рождения – веселятся, радуются), к отдельному слову (старый, ветхий);
умение сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству), подбирать слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек - молодой), к отдельным словам (легкий - тяжелый), заканчивать предложение, начатое педагогом (один теряет, другой… находит);
понимание значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист, плыть, полный, острый);
умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
умение подбирать однокоренные слова: снег, снежный, подснежник;
умение образовывать названия детенышей животных разными способами: у лисы – лисенок, у лошади – жеребенок, у носорога – маленький носорог;
умение использовать в речи слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло);
проводить звуковой анализ слова (выделение звука в начале, середине и конце слова, вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах);
умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные);
построение предложений разных типов;
формирование разнообразных сложных предложений;
ориентировка на листе бумаги, клеточке, строчке (верхняя, средняя, нижняя), линейке;
подбор слов с разной длительностью звучания, слов с заданным звуком;
умение членить двух-, трехсложные слова на слоги, вычленять словесное ударение и определять его место в структуре слова;
умение составлять предложение из 2-4 слов без предлогов и союзов;
умение проводить звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры;
знать термины: предложение, слог, ударный слог, звук, гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, ударный гласный звук, безударный гласный звук.
Мир природы
К шести годам дети способны:
распознавать объекты живой (люди, животные, растения) и неживой природы в окружающем мире;
перечислить признаки живого (все живое питается, дышит, растет и имеет детей);
называть условия, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло);
перечислить двух-трех представителей различных классов живых существ ближайшего окружения: зверей, птиц, растений (деревьев, кустарников, трав);
описывать внешний вид животных, рассказывать о том, как они питаются, какие у них дети, как они передвигаются;
составить простейшие пищевые цепочки (шишка — белка — рысь);
перечислить названия двух-трех растений и животных поля, сада, огорода;
перечислить домашних животных и объяснить, какая от них польза;
назвать в логической последовательности времена года, охарактеризовать их типичные признаки;
рассказать, как люди помогают животным пережить суровую зиму, о жизни сельскохозяйственных животных зимой.
Мир искусства
К шести годам дети:
1) знают:
отдельные виды искусства (живопись, графика, скульптура);
жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж);
функциональное назначение архитектурных сооружений;
2) способны:
рассказать о художественном произведении;
описать скульптуру малых форм, произведение декоративно-прикладного
искусства.
Рисование
К шести годам дети:
1) знают:
изобразительные материалы, которые нужны для рисования;
отличительные особенности карандаша и фломастера, гуаши и акварели,
мелков обыкновенных и восковых;
все цвета спектра (цвета радуги), их оттенки, теплые и холодные цвета;
средства выразительности рисунка;
элементы белорусского геометрического, растительного орнамента;
как организовать рабочее место для рисования;
2) способны
- обследовать образец по направляющим вопросам воспитателя;
- рисовать карандашами, красками, мелками;
- рассказывать о последовательности изображения предмета, живого объекта, сюжета;
- передавать характерные признаки изображаемых объектов;
самостоятельно выбирать способы, средства для создания рисунка;
- строить предметные, сюжетные и декоративные композиции на разных по формату и форме поверхностях, опираясь на знание средств выразительности рисунка;
- правильно штриховать и закрашивать изображение красками;
- рисовать легко, без напряжения;
- вносить в рисунок элементы творчества;
- осуществлять собственный замысел;
- выполнять со сверстниками коллективную работу;
- анализировать рисунки сверстников по направляющим вопросам педагога.
Аппликация
К шести годам дети:
1) знают:
материалы, которые используются для аппликации;
средства выразительности аппликации;
приемы и способы вырезывания (приемы — прямолинейные, криволинейные; способы — симметричный, парносимметричный, обрывания);
как организовать рабочее место (для организованного занятия и самостоятельной аппликационной деятельности);
2) способны:
пользоваться ножницами, иглой, пинцетом;
создавать предметные, сюжетные, декоративные композиции, опираясь на используемые в аппликации средства выразительности;
комбинировать способы и средства создания аппликации;
работать с природным материалом;
анализировать аппликационную работу сверстника по направляющим вопросам педагога;
использовать знания, умения, полученные на организованных занятиях,
в процессе познавательно-практической деятельности, самостоятельной художественной деятельности.
раскрыть » / « свернуть